История России

Начало письменности на Руси

Теперь перейдем к древней и средневековой русской письменности и книжности. И нач­нем с первой русской летописи — «Повести временных лет» и с других летописей и памятников древнерусской ли­тературы. Прежде всего познакомимся со встречающимися там крылатыми выражениями, многие из которых стали пословицами и поговорками, дожив до наших дней.

В «Повести временных лет» содержится крылатое выра­жение: «Веселие Руси есть пити, не может без того и бы- ти». Летописец так объясняет появление этих слов: вели­кий киевский князь Владимир Святославич, выбирая для Руси религию, призвал христианских миссионеров из Рима и Константинополя, а также представителей иудеев и маго­метан. Узнав, что магометанская религия запрещает пить вино, он сказал: «Веселие Руси есть пити, не может без того и быти», то есть Русь не может без пития жить, так как слово «бытие», «быти» означало «жизнь», «жить».

Впоследствии выражение стало употребляться в сокра­щенной форме — «Веселие Руси есть пити».

^ам же встречается и другое крылатое выражение, ставшее пословицей: «Погибоша, аки обри», означающее гибель кого-либо или чего-либо без следа. Оно получило распространение еще в VII веке.

«Повесть временных лет» сообщает, что мощное объеди­нение племен аваров, по-старославянски обров, покорило славянское племя дулебов, живших на территории запад­ной Волыни (летописных обров неправомерно отождествлять с современными аварцами, живущими в Дагестане). И Бог, вступившись за славян, истребил обров. «И не остался ни един обрин. И есть притча на Руси и до сего дня: погибоша, аки обри, их же несть племени ни наследка» (наследок — род, потомство).

Так как «Повесть временных лет» начала создаваться не ранее XI века, то, стало быть, этой пословице уже тогда бы­ло около пятисот лет, а сегодня — полтора тысячелетия.

Множество афоризмов, став­ших поговорками, пословицами и крылатыми выражения­ми, встречается и в других, более поздних русских летопи­сях. Вот лишь некоторые из «Ипатьевской летописи» — од­ного из древнейших памятников южнорусского летописа­ния.

Когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума.

Лучше лечь костьми на родине, чем быть в почете на чужбине.

Один камень много горшков перебьет.

Не поморив пчел (лесных пчел), меду не съесть. Войны без убитых не бывает.

Не в силе Бог, а в правде.

(одно из первых русских кры­латых выражений пришло из церковной среды, из «Пате­рика Киево-Печерского монастыря». (Патерик — от грече­ского слова «патер» (отец) — сборник рассказов из жизни монахов, чаще всего отшельников, где говорилось об их жизни и подвигах.) Патерик составлялся монахами в XIII— XV веках и среди прочих «посланий», «сказаний», «жи­тий» содержал рассказ о некоем монахе, брате Исаакии, к которому однажды в полночь явились бесы, принявшие об­разы прекрасных юношей. Сказали они отшельнику Иса- акию, одиноко живущему в пещере: «Исаакий, мы — анге­лы, а вот идет к тебе Христос, поди и поклонись ему». Иса­акий принял беса за Христа и поклонился ему. Тогда бесы закричали: «Наш Исаакий!» — и заставили монаха плясать вместе с ними под дудки, сопели, бубны и гусли. Измучен­ный пляской, отшельник пал без чувств и лишь утром по­нял, что с ним случилось.

Выражение «Наш брат Исаакий!» стало означать, что человек, о котором так отзываются, близок к говорящему по взглядам, положению в обществе и моральным принци­пам. V

Qsd Русской Правде — своде древнерусского права, содержавшем нормы обычного пра­ва, княжеского законодательства и судебной практики XI—XIII веков, — сохранились понятия и выражения, до­шедшие до наших дней.

Так, фраза: «Отдать на поток и разграбление» означала изгнание из пределов государства, конфискацию имущест­ва и, по утверждению некоторых историков права, даже смертную казнь.

Русская Правда впервые была напечатана в 1767 году, и с тех пор это выражение вошло в обиход в значении грабе­жа и насилия.

(У нескольких произведениях древнерусской литературы встречается выражение «Из млад ногтий очисти». (Впервые — в «Послании Никифора митро­полита Киевскому великому князю Володимиру», XII век.)

И. А. Крылов в 1807 году употребил его в несколько иной форме: «К трудам от мягких я ногтей привык».

В сознании народа выражение отложилось в форме «От младых ногтей», то есть с самого раннего возраста, с начала жизни.

(Среди многих так называемых темных мест «Слова о полку Игореве» есть такая фраза: «Баян бо вещий, аще кому хотяще песнь творити, то расте- кашеся мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы», то есть: «Ведь Боян вещий если хотел кому сложить песнь, то растекался мыслью по древу, се­рым волком по земле, сизым орлом под облаками». Фраза «растекаться мыслью по древу» получила разные толкова­ния. Некоторые исследователи читали «мысль» как «мысь», то есть «мышь», «мысью» же называлась и белка. Однако большинство исследователей сошлось на том, что слово «мысль» следует понимать в его исконном, подлинном, об­щепринятом и сегодня значении, с некоторым оттенком ал­легории, то есть растекаться мыслию по древу мудрости и вдохновения, творя песни и вдохновенные поэтические сказания.                                                                             *

В обиходное же сознание слова «растекаться мыслью по древу» вошли с совершенно иным значением: болтать пус­тое, впадать в излишние подробности, уходить в разговоре в сторону от главного.

Большои, важный, чрезвычайно интересный раздел древнерусской литературы зани­мают сочинения нравоучительные, «наставнические», как говорили раньше.

Одним из первых произведений такого жанра является сборник поучительных изречений и афоризмов «Пчела», выбранных из Священного Писания, творений отцов церк­ви и античных писателей. Он представляет собой перевод,
сделанный в XI веке монахом Антонием. Русский перевод выполнен в конце XII — начале XIII века.

Сборник «Пчела» входил в круг чтения грамотных русских людей со времени появления первых рукопис­ных книг и пользовался успехом на протяжении многих веков.

Вот некоторые афоризмы и изречения из «Пчелы».

Не место может украсить добродетель, но добродетель — место.

Копающий яму под ближним своим упадет в нее.

Лучше малое имущество, добытое правдой, чем многое богатство — без правды.

Лучше овощи, предложенные с любовью и расположе­нием, чем телятина — с враждой.

Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него.

Друг верный не изменится — и нет меры доброте его.

Не так огонь жжет тело, как душу разлука с другом.

Уменье коня узнается на войне, а верный друг — в беде.

Друга ищи не того, кто любезен с тобой, кто с тобой со­глашается, а крепкого советника, кто полезного для тебя ищет и противится твоим необдуманным словам.

Муж обличающий лучше льстящего.

Всем угождать — зло.

Богатым все люди — друзья.

Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой.

Принимающему большую власть подобает иметь боль­шой ум.

Кто многим страшен, будет многих бояться.

Завидуй не тому, кто добился большой власти, а тому, кто хорошо, с похвалой покинул ее.

Дурно и огорчительно, когда злые над добрыми властву­ют, а глупые — над умными.

Опасно дать беснующемуся острый нож, а коварному — власть и могущество.

Лучше, одеваясь в худые одежды, радоваться, чем в до­рогих печалиться.

Учи поступками, а не словами.

Не мечите бисер перед свиньями.

Ученье, имея горький корень, приносит сладкие плоды.

Больного не сможет излечить и золотая кровать, а глу­пому не пойдет на пользу ни богатство, ни слава.

Злой конь обуздывается уздой, а быстрый гнев удержи­вается умом.

Кроткое слово укрощает гнев.

Как нельзя поймать упущенную птицу, так нельзя вер­нуть и слова, вылетевшего из уст.

Не разузнав как следует земного, бесполезно рассуж­дать о небесном.

Как моль вредит одежде, а червь — дереву, так печаль вредит сердцу.

Из одних и тех же уст выходят и благословение и про­клятие.

Лучше споткнуться ногами, чем языком.

Слушать следует дважды, а говорить — один раз.

К тому же разряду, что и «Пчела», относится сборник «Менандр», названный именем древнегреческого драматурга, жившего в середине IV — на­чале III века до н. э. Его пьесы, изображавшие обыденную жизнь, были наполнены народной мудростью, а язык геро­ев отличался афористичностью и краткостью.

В средневековой Руси сборник «Менандр» тоже входил в популярный круг чтения широких слоев общества.

Вот некоторые изречения из «Менандра».

Желая жениться, сначала расспроси соседей, а потом женись.

Или не делай тайны, или, задумав тайное, знай об этом только сам.

Лучше копить ум, чем неправедное богатство.

От многих печалей рождаются у людей многие бо­лезни.

Много выпитого вина дает мало понимания.

Нет никакого имущества дороже друга.

Отец тот, кто вскормит, а не тот, кто родит.

Иной раз лучше смолчать, чем сказать.

Получив добро, помни, а сделав — забудь.

На море хорошо глядеть с берега.

сУ/о разряду нравоучительных сочинений принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы». Познакомьтесь с некоторыми из этих изречений.

Сторонись похвалы, стыдись же укора.

Меч губит многих, но злой язык еще больше.

Лучше плыть в дырявой лодке, чем доверить тайну злой жене: ведь лодка только тело потопит, а эта всю жизнь по­губит.

Мутный разум не родит ясного слова.

Пчела летит на звон, а мудрый спешит на полезную беседу.

Ленивый хуже больного: больной если лежит, то ест ма­ло, а ленивый и лежа ест много.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

Мать зла — лень.

Заткнутый сосуд и молчаливый человек подобны друг другу: неизвестно, что есть в том и в другом.

Пьяный хуже бесноватого. Бесноватый бесится на но­вый месяц, а пьяница бесится каждый день.

Кто красив, но глуп, подобен изголовью, набитому соло­мой, но покрытому паволокой (паволока — дорогая шелко­вая ткань).

(Книга «Повесть об Акире Премудром» также содержит изречения, не утратившие своей злободневности и истинности и сегодня. Первона­чально она распространялась в странах Востока еще в VII веке до н. э. Затем, наряду с древнегреческими, древне­римскими и византийскими книгами, попала после креще­ния Руси в земли славян.

Вот отрывки из «Повести об Акире Премудром».

Лучше с умным таскать камни, чем с дураком пить ви­но.

Не будь сладок без меры, иначе тебя съедят, но и не будь без меры горьким, ибо тогда все станут избегать тебя.

Если не имеешь своего коня, то и на чужом не езди.

Умному скажешь слово, и он сердцем примет его, а глу­пому, если и кнутом бьешь, не вложишь в него ума.

Мзда (взятка) слепит судьям глаза.

Лучше послушать пьяного мудреца, чем трезвого глупца.

Лучше слепые глаза, чем слепое сердце.

Хорошая смерть — лучше плохой жизни.

Близкая овца лучше далекого вола.

Лучше один воробей в кулаке, чем стая воробьев, летя­щая по воздуху.

К сентенциозным (сентен­ция — изречение нравоучительного характера) сочинени­ям в виде сборников народных пословиц, поговорок и афо­ризмов примыкает другая группа литературных памятни­ков — наставления, поучения и нравственные проповеди. В них ставились разные вопросы, занимавшие русских лю­дей, в том числе и об ответственности властителей перед на­родом.

Во второй половине XIII века появилось «Наставление тверского епископа Семена» полоцкому князю Константи­ну, где этот вопрос ставился и разрешался четко и одно­значно.

Приводим текст этого «Наставления…».

Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру своего тиуна (привилеги­рованного слугу), спросил при всех епископа: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Семен отвечал: «Где и князь!» Князь же, рассердившись, говорит епископу: «Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей продает с торгов, мучит, зло все делает, а я-то при чем?» И говорит епископ: «Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творя­щего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь — в рай, и тиун — в рай. Если же князь лишен стра­ха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, су­дить не умеющего, только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустил на людей, вручив ему меч, так и князь, дав ок­ругу злому человеку, губит людей. Тут и князь — в ад, и тиун — с ним в ад!»

Среди множества «поучений», известных на Руси с XI века, особенно популярным было афористичное «Наставление отца к сыну». Приводим его в сокращенном виде.

Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храб­рыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доб­рое имя… Слуг же твоих, сопровождающих тебя в пути, ча­до, почитай и люби.

Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому чело­веку и за глаза, и в глаза. Если над кем-нибудь смеются, ты похвали его и полюби и от Бога получишь вознаграждение и от защищенного тобой — почитание.

Конь познается на поле боя, другу же в беде добрый друг поможет. Верному другу цены нет, ничто на земле не мо­жет сравняться с дружбой его…

Все новое хорошо, но старое — всего лучше и крепче.

Тот, кто ищет земных благ, забывая о небесных, по­добен человеку, который хочет иметь изображенного на стене пахаря, а не в поле пашущего.

Мудрый муж — мудрым и разумным друг, а друг убо­гим людям — Бог; муж мудрый если и беден, то премудро­стью владеет вместо богатства; богатство праведников — мир Бога ко всем людям; великое богатство — хороший разум…

Богатый муж, истине не наученный и неразумный, по­добен ослу, взнузданному золотой уздой. Бедный и богобо­язненный лучше его.

Жизнь скупых и сребролюбцев подобна поминкам: все вокруг плачут и нет веселящегося.

Грешник хуже горбатого: горбатый за собой носит урод­ство, а грешник — в себе.

Дом скупого, как облачная ночь, закрывающая от глаз многих свет и звезды.

Волк волка не губит, змея змею не ест, а человек челове­ка погубит.

Часто поминай Бога: если же редко поминаешь — то ду­маешь и вспоминаешь о греховном.

Старого учить — будто мертвого лечить; старость и ни­щета — две язвы незаживающие.

Кораблю пристанище — гавань, жизни же человечес­кой — беспечалие, без печали весело жить.

Человек, если ты не знаешь, как спастись, и книг не умеешь читать, то просто не делай другому того, что само­му не любо, и тем спасешься.

Интересным и злободневнымпредставляется даже сегодня сочинение XII века «Поуче­ние Григория, епископа Белгородского». Григорий служил в Белгороде — небольшом городке под Киевом, и когда за­менял киевского митрополита, то обращался с проповедью к прихожанам Софийского собора в Киеве.

Фрагменты одной из таких проповедей Григория и при­водятся ниже.

И вы же все, сколько вас душу имеет человеческую и еще не совсем звероподобны, если видите, чей дом пожаром занимается и когда он совсем уж пропадает, не со рвением ли спешите, стараясь загасить огонь и пламя? Как же я, ви­дя не одни лишь дома, но весь город и окрестности его пы­лающими и даже полностью сожженными, не воскорблю душою и не постараюсь загасить пламя? Что же это за пла­мя? Не тот ли это огонь, которым вы наполняетесь, когда пьете вино и мед или иные напитки безмерно, так что как будто от огня выгораете? Таков по рождению хмель: согре­вает и разжигает нутро, как душу погубляющее пламя. Пьяницы ведь не получат царства Божия, и от Бога они от­гоняются и посылаются в вечный огонь. Я же ужасаюсь, раздумывая, как ликуют в вас бесы и торжествует в вас са­тана, и радуется пьянству, чтимому вами, и даже детям своим велите вы поклоняться пьянству. И лишь тот празд­ник считаете вы славным, если все лежат, будто мертвые, как идолы, с разинутыми ртами, но с языками безгласны­ми, с глазами открытыми, но не видящими, с ногами, кото­рые не могут ходить!

Кто оплачет вас, от пьянства гибнущих? Нет человека несчастнее пьяницы… Дым отгоняет пчел, а пьянство про­гонит и Святого духа. Пьяница весь из плоти, весь испол­нен пороков и нечистот, пьяница не помышляет ни о каком благе.

Я рыдаю и плачу от того, что больше Христа вам угоден дьявол, ибо ему вы сотворяете радость. Как вы упьетесь, тогда вы блудите, скачете и кричите, поете и пляшете, и в дудки дудите, объедаетесь и упиваетесь… льстите, злопа- мятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лже­те и возноситесь, сквернословите и кощунствуете, ссори­тесь и крадете, бьете и деретесь, празднословите и порицае­те, обвиняете и много спите, укоряете и доносите, и море вам по колено…

Да и плясунья и пьяница жена — невеста Сатаны и суп­руга Дьявола.

Прекратите, братья, проклятое пьянство, ибо на радость нам дал Бог вино, а также в угодное время, а не на пьянство.

(В XV веке на Руси получило распространение еще одно «антиалкогольное» сочинение, приписываемое Кириллу, философу Словенскому. Называ­лось оно «Слово о Хмеле».

Вот его сокращенный текст.

Так говорит Хмель всякому человеку — не водитесь со мной, будете счастливы. Я же сильней всех плодов на зем­ле, от корня сильного, от племени великого и многородно­го, мать же моя Богом создана. Ноги мои тонки, зато утро­ба ненасытна, руки же мои держат всю землю, а голова моя высокоумна — умом со мной никто не сравнится.

А кто подружится со мною и начнет любить меня, тот­час же того сделаю блудным, а Богу не молящимся, а в но­чи не спящим, на молитву не встающим. А как проснется он — стон и печаль наложу на сердце, а когда встанет он с похмелья, голова у него болит, и очи его света не видят, и ничто доброе на ум не идет. И есть он не хочет, жаждет и горит душа его и еще пить хочет. Да и пропьет с похмелья чашу и другую, а там и многие пьет, так и напиваясь во все дни. И разбужу в нем похоти телесные, и потом ввергну его в большую погибель — город его или село опустошу, самого пущу по миру, а детей его продам в рабство.

Потому, братья, не уподобляйтесь им, долго не спите, много не лежите, вставайте рано, а ложитесь поздно, моли­тесь Богу, тогда не попадете в беду. Лежать долго — добра не добыть, а горя не избыть… Нужда-скудость у пьяницы
дома сидят, а беды у него на плечах лежат, печаль и скорбь голодом позванивают, убожество у него в кошельке гнездо свило, привязалась к нему злая лень, как милая жена, а сон, как отец, а стенанья, как любимые дети…

Пьянство князьям и боярам землю опустошает, а до­стойных и свободных людей и мастеров повергает в рабст­во. Пьянство брата с братом ссорит, а мужа отлучает от же­ны. От пьянства болят ноги, дрожат руки и меркнет зрение. Пьянство не пускает в церковь и губит красоту лица.

Пьяница Богу молиться не хочет, книг не читает и не слушает, свет от глаз его заслонен. Если кто пьян умрет, то сам себе враг и убийца, а причащение его ненавистно Богу.

Так говорит Хмель, если познакомится со мною жена, какова бы ни была, а станет упиваться, учиню ее безумной, и будет ей всех людей горше. И воздвигну в ней похоти те­лесные, и будет посмешищем меж людьми, а от Бога будет отлучена и от церкви Божьей, так что лучше бы ей и не ро­диться.

Особое место в жанре поучений

занимает сочинение, принадлежащее перу великого киев­ского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053— 1125).

Владимир Мономах был не только выдающимся прави­телем и воином, но и прекрасным писателем, оставившим свою биографию, названную «Поучение детям», ибо в ней было множество назиданий и советов. В этом «Поуче­нии…» Мономах писал:

Без нужды не клянитесь, но, дав клятву и поцеловав крест к братье, соблюдайте клятву крепко.

Не гордитесь, ибо все мы смертны: сегодня живы, а зав­тра в гробу. В доме своем не полагайтесь на слуг, отроков и тиунов, чтобы не посмеялись приходящие к вам над вашим домом и над вашим обедом. Сами назначайте стражу и ночью, не разместив стражи, не ложитесь. Ложась, оружие с себя не снимайте. Куда поедете, не давайте вашим слугам притеснять жителей тех мест, по которым будете проез­жать. Напротив, где сделаете остановку, напоите и накор­мите просящих. Чтите приходящих к вам гостей и послов. Если не можете оказать им почесть дарами, угостите их
едою и питьем. Гости по всем землям разносят молву о че­ловеке и создают ему славу или добрую, или худую. Боль­ного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны. Не проходите мимо человека, не обратившись к нему с приветом и добрым словом. Жен своих любите, но не давайте жене власти над собой. Леность — мать всех поро­ков. Не ленитесь ни на что доброе, а особенно не будьте ле­нивы к церкви. Да не застанет вас солнце в постели. Узрев солнце, прославьте Бога и садитесь думать с дружиной, или судить людей, или поезжайте на охоту.

Print Friendly, PDF & Email

Это интересно:

Детство князей Александра и Константина
Первый внук Екатерины И, Александр, родился 12 декабря 1777 года в три четверти десятого у...
Схожесть в истории Руси и Европы
Деление «всемирной истории» на Древнюю историю, историю Средних веков, Новую и Новейшую ис...
Елагина система и «Слабое наблюдение»
Первая широкая организация русского масонства, объединившая несколько лож, создалась в нач...
Рыцарство на руси
Рейхелева система не могла удовлетворить наиболее рьяных последователей масонства. Она н...
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker