История России

Памятники средневековой русской литературы

 

Из разряду наставнических произведений условно может быть отнесен и знаменитый «Домострой», составленный одним из сподвижников моло­дого Ивана Грозного, священником по имени Сильвестр, служившим в Благовещенском соборе Московского Крем­ля. В дни московского восстания 1547 года Сильвестр про­изнес яркую и смелую обличительную речь, которая произ­вела сильное впечатление на 17-летнего царя, после чего Иван приблизил его к себе.

Однако переменчивая внутренняя политика и болезнен­ная неуравновешенность царя привели к тому, что через 13 лет Сильвестр был удален из Москвы, а еще через 6 лет умер в одном из северных монастырей. Сильвестр оставил много различных сочинений, в том числе новую редакцию «Домостроя» — свода правил, которым следовало руковод­ствоваться горожанину, жившему в середине XVI века.

Само название «Домострой» свидетельствует, что целью книги было научить, как строить семейный и хозяйствен­ный быт, весь уклад дома.

Выдающийся русский мыслитель Василий Васильевич Розанов (1856—1919) так писал об этой книге в миниатю­ре, названной им «Домострой»:

«Вот когда я умру, он закроет мне глаза, мне и матери своей», — говорит отец при рождении первого сына. Это и есть «Домострой», великая идея которого, замечательно,
ни разу не пробудилась в русской литературе XIX, да и XVIII века, но которая была в Москве, и дал эту идею поп Сильвестр, друг Грозного, — друг и наставник.

Великий, прекрасный наставник.

Одна идея «Домостроя», Домо строя, есть уже великая, священная. Самое слово как прекрасно по изобретательнос­ти, по тому, как «составилось в уме» и, составившись, вы­говорилось филологически».

иже предлагаются избран-

ные фрагменты «Домостроя».

В монастырях, и в больницах, и в пустынях, и в темни­цах заключенных посещай, и милостыню, по силе, пода­вай, и, видя их беду и скорбь и всякую нужду, помогай им сколько возможно; и не отвергни всякого больного и бедно­го, нуждающегося и нищего, но приведи к себе домой и на­пои, накорми, согрей и одень со всею любовью и с чистою совестью. А умершим своим родителям твори память: при­носи милостыню в церкви и корми голодных у себя дома и за то и сам будешь в Божьей милости.

***

Царя бойся и служи ему верно, и всегда о нем Бога моли и не лги ему никогда, но с покорностью говори ему правду, как самому Богу, и во всем ему повинуйся… Старшим воз­давай честь и уважение, средних почитай как братьев, сла­босильных и больных привечай любовью, младших же лю­би как собственных детей; не делай зла ни одному из созда­ний Божьих; ни в чем не желай славы суетной, земной, но проси у Бога вечного блаженства; всякую печаль и притес­нение переноси кротко, не мсти обидевшим тебя, и моли за тех, кто оскорблял тебя; не воздавай зла за зло, не осуждай согрешивших, но помни о собственных грехах. Не слушай злых советов и отвращайся от них; следуй тем, кто живет праведно, и их деяния запиши в своем сердце и сам посту- паи так же, как и они

***

Наказывай сына своего с молодости, и тогда успокоит он тебя на старости твоих лет и даст красоту душе твоей. И не жалей, когда бьешь его, потому что от побоев он не умрет, но только здоровее будет, и ты, когда бьешь тело его, избав­

ляешь от погибели душу его. Если же у тебя есть дочь, и ее держи в страхе и пусть будет тебе послушна и следи за нею, чтобы не посрамила тебя и непорочной вышла замуж.

***

Дети, послушайте заповеди Господни: любите отца своего и мать свою, и слушайтесь их, и повинуйтесь им, по-боже­ски, во всем. И старость их почитайте, и немощность их, и печали, и болезни всякие от всей души несите на себе… А ес­ли же кто злословит или же оскорбляет родителей своих или же клянет их и ругает, тот перед Богом грешен и людьми проклят. А если кто бьет отца или мать, то того следует отлу­чать от церкви и предавать жестокой гражданской казни, вплоть до смерти… Кто же дает спокойную жизнь матери своей и угождает отцу своему, пребудет во блаженстве. Отчее благословение дом утвердит, и молитва матери избавит от всяческих несчастий…

***

Всякую работу и всякое дело надо делать с молитвой и доброй беседой или же в молчании, а если во время работы будут произноситься праздные или грязные слова, или же работающий станет роптать, смеяться, или, того хуже, ко­щунствовать, или же петь непотребные песни, то от такой работы милость Божия отступит и все то дело, еда или же питье, будут сделаны плохо, Богу на гнев, а людям и не ми­ло и не прочно, а яства и пития — не вкусны и не сладки и только дьяволу и его слугам в угоду и на радость.

А кто в еде и в питье и во всяком деле не чисто работает, и во всяком мастерстве что украдет, или подмешает, или подменит, то и эти его дела будут неугодны Богу, и за все то ответит он в день Страшного Суда…

***

А если дарует Бог жену добрую, то такая жена дороже многоцветного камня, и она делает мужу все, что идет во благо ему… И oiia, подобно кораблю, совершающему при­обретение множества товаров, собирает в себе богатство. И встает по ночам, чтобы дать дело слугам, и не покладает собственных рук сама, занимаясь множеством дел. И детей своих поучает и слуг, и не угасает светильник ее всю ночь. Руки же свои простирает добрая жена на полезные дела, и милость свою простирает она больным и бедным, а пищу подает нищим. И не заботится у такой жены муж о ее доме, ибо делает она и своему мужу, и себе самой, и детям, и до­мочадцам прекрасные различные одежды, и веселит его, и продлевает его жизнь, и наполняет жизнь его радостью, принося мужу уважение от многих. Жена, которая честна по отношению к своему мужу, во-первых, будет благосло­венна, ибо выполняет Божию заповедь, и, во-вторых, до­стойна людской похвалы.

***

Добрая, трудолюбивая и молчаливая жена есть венец мужу своему. Блажен и муж у такой жены… И если у мужа жена добра, то за то и мужу и честь и хвала.

***

И следует и самому себе всегда помнить, и жену, и де­тей, и домочадцев своих учить: не красть, не лгать, не кле­ветать, не завидовать. Не обижать, не оговаривать, не прельщаться на чужое добро, не осуждать кого-либо, не пьянствовать, не высмеивать ближних своих, не помнить зла, не гневаться ни на кого, старшим быть послушными и покорными, к средним относиться с любовью, к младшим и к больным — приветливым и милостивым. Со всяким де­лом управляться без проволочки. Нанятого в дом работни­ка не обижать, но самому всякую обиду переносить и на по­ношение и укоризну не обижаться… А домочадцев своих учи страху Божию и всяческой добродетели, и сам твори ее.

***

И во всяком обиходе, и в лавке, и во всяком товаре, и в деньгах, и в доме, и в дворовом запасе, и в рукоделии, и в займах, и в долгах, во всем иметь сметливость и сообра­зительность и потому жить и держать обиход по правилу: по приходу и расход.

***

А у жены бы отнюдь никоим образом не должно быть ни вина, ни пива, ни меда. Питие должно быть в погребе да на леднике. А жене следует и дома, и в гостях пить бесхмель­ную брагу и квас. Более всего жене следует оберегаться вся­ких злых дел: не обговаривать слуг ложью и не держать на них сердца, и не рассказывать мужу домашних сплетен и ничего не прибавлять и не выдумывать, а говорить все по правде.

(В древней и средневековой Руси было очень много людей, умеющих читать и писать. Во всяком случае, их было ничуть не меньше, чем в любой западноевропейской стране. И потому самой распростра­ненной книгой была азбука.

«Азбука — ступенька к мудрости», — говорит одна из русских пословиц. Слово это произошло от слияния двух первых букв старого русского алфавита «а» и «б», так как буква «а» называлась «аз», а «б» — «буки». Первую печат­ную русскую, а точнее — славяно-русскую азбуку выпус­тил знаменитый первопечатник Иван Федоров во Львове в 1574 году, а затем в 1578 году в имении князя Константи­на Острожского — еще одну.

В России первая печатная азбука была выпущена в 1634 году и по фамилии управляющего Московским печат­ным двором Василия Федоровича Бурцова-Протопопова на­зывалась азбукой Бурцова, хотя правильнее ее следовало бы назвать уже не азбукой, а букварем, ибо название книги было «Букварь языка словенска, сиречь начало учения де­тем ».

В кратком предисловии говорилось, что книга предназ­начается для того, чтобы «по всей Великой России разсеять грамоту».

В 1694 году вышел первый иллюстрированный букварь, составленный широкообразованным монахом Карионом Истоминым, одним из первых русских просветителей, поэ­том и переводчиком с латинского языка многих богослов­ских, исторических и педагогических книг. Букварь Ис­томина предназначался «имущим учитися отрокам и отро­ковицам» и призывал их не только к учебе, но и к «добро­детельному житию».

Вместо церковных текстов в букваре Истомина было собрано множество нравоучительных стихов о пользе учения, труда, наук и знания, а иллюстрации — всего их было четыреста — хорошо дополняли тексты бук­варя.

Всего же только до конца XVIII столетия в России бы­ло издано более двух десятков разных букварей, причем ав­тором одного из них была императрица Екатерина II.

После того как вы прочитали краткую историю русской азбуки, предлагаем одну из ши­роко известных и любимых повестей средневековой Руси «Шемякин суд».

Эта повесть появилась в XVII веке и сразу же стала на­столько популярной, что по имени одного из ее героев — судьи Шемяки — несправедливый суд стали называть Ше­мякиным судом.

Жили два брата — богатый и бедный. Бедный одолжил у богатого лощадь, но из-за того, что у него не было хомута, привязал лошадь к своим саням ее собственным хвостом. Лошадь рванула сани и оторвала себе хвост. Когда бедный брат стал возвращать богатому брату лощадь, тот не взял ее, а повел бедняка в город к судье Шемяке. По дороге оста­новились братья в селе, в избе у попа. Бедный прилег от­дохнуть на полати, но сорвался и задавил младенца в зыб­ке — попова сына. Наутро уже и поп пошел к судье, чтобы обвинить бедного брата в смерти сына-младенца. Бедный же, идя к судье, от отчаяния решил покончить с собой, и, когда переходили они все трое через мост надо рвом перед городскими воротами, бедный прыгнул в ров, желая убить­ся насмерть. Однако не тут-то было. По дну рва в это время некто вез своего отца-старика мыться в баню. На этого-то старика и упал бедняк и задавил его насмерть.

И привели бедняка к судье, обвиняя уже в трех преступ­лениях. Бедняк же, размышляя, как ему избавиться от на­пасти, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку.

Первым бил челом судье брат, обвинивший бедняка в том, что он обезобразил взятую у него лошадь.

«Ответствуй!» — сказал судья Шемяка, и бедный, не зная, как оправдаться, показал судье завернутый в платок камень. А судья подумал, что это узелок с золотом, и ска­зал богатому брату: «Не бери у него лошади, пока у той не вырастет хвост».

По второму делу, снова увидев узелок, судья решил так: «Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену-попадью до тех пор, пока от попадьи не добудет он ребенка тебе».

По третьему делу, снова увидев узелок, судья решил так: «Взойди на мост, — сказал он сыну убитого старика, — а убийца твоего отца пусть станет под мостом. И ты с мос­
та упади на него и убей его, как он убил твоего отца». Когда все они вышли из суда, богатый брат решил, не дожида­ясь, пока у лошади отрастет хвост, купить ее у бедного за пять рублей. Поп за жену отдал бедному десять рублей. И третий тоже дал ему денег, побоявшись прыгать с моста в ров.

Судья же прислал к бедному своего слугу и велел взять узелки, которые бедняк ему показывал. А бедняк показал слуге камень и сказал: «Если бы он не по мне стал судить, я бы его тем камнем убил». И когда судья от слуги обо всем этом узнал, то поблагодарил Бога за то, что рассудил все де­ла именно так, потому что иначе бедняк его убил бы.

Print Friendly, PDF & Email

Это интересно:

Люди и события периода царствования Александра II (1855—1881)
Александр II, вступив на пре­стол, счел самой важной задачей своего царствования осво­божд...
Понятие восточноевропейской истории
До сих пор я говорил о Европе этого периода как о едином социально-политическом образовани...
Три составные части правительства древней Руси
Характер княжеской власти изменился с появлением скандинавов на Руси. Олег и его наследни...
Древняя Русь и Восток
Восток» — столь же неопределенное и относительное понятие, что и «Запад». Каждый из восточ...
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker