История России

Первые церкви и святые на Руси

Страницы церковной истории

После смерти сына Святосла­ва — Владимира Святославича, последовавшей в 1015 году, киевский престол занял его старший сын Святополк, впос­ледствии прозванный Окаянным.

Не желая делить земли и власть с пятью своими братья­ми, он решил перебить их всех поодиночке.

Первыми жертвами стали три его брата — Борис, воз­вращавшийся из похода на печенегов, а затем Глеб и Свя­тослав.

Подосланные Святополком убийцы ночью подобрались к шатру Бориса и пронзили его копьями сквозь полог шат­ра, когда Борис, сотворив молитву, лег в постель. Затем, еще живого, завернули в шатер и привезли к Святополку. Тот велел двум варягам прикончить брата.

Так же предательски был убит и Глеб, плывший в Киев по Днепру, надеясь застать в живых больного отца.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми велико­мучениками.

Правда, их причисление к лику святых произошло не сразу. Понадобилось более полувека, чтобы такое призна­ние состоялось. Константинопольский патриарх совершил этот акт лишь в 1071 году.

Феодосий Печерский был пер­вым русским святым, которого еще при жизни удостоили имени преподобного (то есть святого, праведного, угодного Богу). Феодосий считался основателем русского монашест­ва, и его жизнь впоследствии стала образцом для подража­ния множеству иноков Южной и Северной Руси.

Монастырь, основанный Феодосием — будущая Ки­ево-Печерская лавра, — не был огражден от мира. Наобо­рот, Феодосий, живя милостыней от мирян, платил им тем же от монастырских избытков. В годы его настоятельства был построен дом «нищим, слепым, хромым, больным», а каждую субботу он отсылал в Киев воз хлеба для колодни­ков, содержавшихся в городской тюрьме.

Феодосий же был духовником многочисленных мирян, наставлявшим их на путь истинный. Даже по отношению к киевским князьям он оставлял за собой роль наставника, поучающего их. Князей Феодосий считал всего лишь свои­ми духовными детьми, обязанными признавать его автори­тет как авторитет церкви, поставленной самим Богом над миром и мирянами.

IMG_2564_5Именно от Феодосия Печерского пошла на Руси традиция милосердия и милостыни, ставшая не просто неотъемлемой частью древнерусского быта, но и чертой национального характера русских лю­дей.

В очерке «Добрые люди Древней Руси» В. О. Ключев­ский писал: «Как в клинике необходим больной, чтобы на­учиться лечить болезни, так в древнерусском обществе не­обходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и на­вык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требовани­ем правила, что вера без дел мертва. Как живое орудие ду­шевного спасения, нищий нужен был древнерусскому чело­веку во все важные минуты его личной и семейной! жизни, особенно в минуты печальные. Из него он создал идеаль­ный образ, который любил носить в мысли как олицетво­рение лучших своих чувств и помышлений. Если бы чудо­действенным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли в Древней Руси все нищие и убогие, кто знает, может быть, древ­нерусский милостивец почувствовал бы некоторую нрав­ственную неловкость, подобно человеку, оставшемуся без посоха, на который он привык опираться, у него оказался бы недочет в запасе средств его душевного домостроитель­ства» .

у окнаПервой русской святой стала киевская великая княгиня Ольга, принявшая христианст­во около 957 года. Ее прах был перенесен в Десятинную церковь в Киеве великим киевским князем Владими­ром Святославичем. Время ее канонизации (причисления к лику святых) точно неизвестно. Затем были канонизиро­ваны и другие женщины — все до единой, как и Ольга, княжеского происхождения. Причем большинство из них имели мужьями или отцами тоже князей, причисленных после смерти к лику святых. Это Анна Кашинская, жена святого князя Михаила Ярославича Тверского, скончав­шаяся в монастыре в 1368 году, Евфросинья Суздальская, дочь святого князя Михаила Черниговского, Евфросинья (в миру Евдокия) Московская — жена святого князя Дмит­рия Ивановича Донского, принявшая постриг незадолго до кончины (умерла в 1407 году в Вознесенском женском мо­настыре).

Народное и местное монастырское почитание добавляет к ним Соломонию Несчастную — жену царя Василия III, который силой заточил ее в монастырь, чтобы вторично же­ниться на Елене Глинской, матери Ивана Грозного.

Соломония была пострижена под именем Софьи и, по легенде, уже в монастыре стала матерью будущего разбой­ника Кудеяра, который младенцем был вывезен в Кержен­ские леса и тайно воспитан в лесных скитах.

вот рассказ о той же Ольге, но еще не святой, а обыкновенной смертной женщине.

Имя основателя города Пскова, как и многих других древних русских городов, неизвестно. А вот легенда сохра­нилась. По этой легенде, основала город девушка сказоч­ной красоты, которую звали Ольгой.

Родилась она в 12 верстах от того места, где предстояло ей основать Псков, в деревне Выбуты, на реке Великой. Семья ее была бедна, и Ольга занималась тем, что перевози­ла через реку на большой лодке путников и купцов с това­рами.

Однажды перевозила Ольга молодого и красивого витя­зя. Он помог девушке переправиться через реку, а проща­
ясь, подарил ей дорогое кольцо. Это был сын новгородского князя, и звали его Игорь.

А через некоторое время заслал Игорь сватов к родите­лям Ольги, и те согласились, чтоб их зятем, а ее мужем стал князь Игорь Рюрикович.

Вскоре после свадьбы поплыла Ольга в ладье по реке Ве­ликой и увидела высокий холм с могучим бором на верши­не. Показала Ольга на вершину холма и сказала: «Быть здесь городу великому и славному!» И срубили здесь пер­вые терема, поставили башни и стены. И назвали это место Ольгиным городом.

^2 самого начала церковного строительства на Руси появились и колокола. Колоколь­ный звон не только призывал христиан к богослужению, но и звучал во многих других случаях. В Новгороде Великом и Пскове колоколом созывалось народное собрание — вече. Звоном колоколов звали на пожар, звоном указывали доро­гу заблудившимся в лесу или при непогоде, собирали рат­ников на защиту города, если к его стенам подходили вра­ги, оповещали о начале войны, о выигранных сражениях. Под колокольный звон уходили на битвы с врагами и воз­вращались с полей брани, одержав победу.

До XV века колокола были большой редкостью. Чаще всего на колокольне или звоннице их висело не более трех. При Иване III (правил в 1462—1505 годах) развитие литей­ного дела привело к тому, что в России появилось множест­во самых разных колоколов.

Print Friendly, PDF & Email

Это интересно:

Детство и юность Кутузова
Первое, что помнил Миша Кутузов — это как однажды подвел его отец к жеребенку по имени Игр...
Русское язычество
Наше знание религии древних славян далеко от истины вследствие малого количества источнико...
Металлургия древней Руси
Как я уже отметил, железо было единственным металлом, добываемым в границах Киевской Руси....
Святослав
Человеком, который сокрушил Хазарский каганат, был киевский князь Святослав, сын Игоря и О...
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker