История России

Второй царь из династии Романовых

 

Алексей Михайлович при­надлежал двум эпохам — древнерусской, типично средне­вековой, и уже зарождавшейся эпохе нового времени, гла­шатаем и поборником которой стал его сын Петр.

Историк Василий Осипович Ключевский (1841 —1911) так писал о царе-реформаторе: «В этом лице отразился пер­вый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее. Царь Алексей Михайлович принял в преоб­разовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую занес уже было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном Цереход- ном положении. Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматри­вать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от поня­тий, привычек и верований благочестивой старины.

Это было у нас единственное поколение, так думавшее: так не думали прежде и перестали думать потом…

Царь Алексей и его сверстники не менее предков доро­жили своей православной стариной, но некоторое время они были уверены, что можно щеголять в немецком кафта­не, даже смотреть на иноземную потеху, «комедийное дей­ство» и при этом сохранить в неприкосновенности те чувст­ва и понятия, какие необходимы, чтобы с набожным стра­хом помышлять о возможности нарушить пост в крещен­ский сочельник до звезды».

Другая мысль Ключевского посвящена двойственности помыслов и действий Алексея Михайловича. «Привычка, родственные и другие отношения привязывали его к старо­думам. («Стародумами» Ключевский называл консервато­ров, ярых приверженцев старины, православия и сохране­ния в чистоте национального уклада российской жизни.) Нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергических людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь не мешал этим новаторам, даже под­держивал их, но только до первого раздумья, до первого энергического возражения со стороны стародумов».

И наконец, третья мысль замечательного историка: «Несмотря на свой пассивный характер, на свое добродуш­но-нерешительное отношение к вопросам времени, царь Алексей много помог успеху «преобразовательного движе­ния. Своими часто беспорядочными и непоследовательны­ми порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать он приручил пугливую русскую мысль к влия­ниям, шедшим с чужой стороны. Он не дал руководящих идей для реформы, но помог первым реформаторам с их идеями… не дал ни плана, ни направления преобразовани­ям, но создал преобразовательное направление».

***

Выражение «Делу время и потехе час» появилось в 1656 году и принадлежало Алексею Михайловичу. По его приказу была составлена книга, в которой содержались правила соколиной охоты, любимой потехи царя.

В конце книги Алексей Михайлович сделал приписку: «Правды же и суда и милостивые любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час», то есть, увлекаясь по­техой, охотники должны были не забывать и о главном де­ле — службе царю и Отечеству.

***

Внучка боярина Артамона Сергеевича Матвеева Мария Андреевна Румянцева рассказывала о предании, сохранив­шемся в их семье. Ее дед, бывший главой Посольского при­каза, взял на воспитание бедную родственницу Наталью

Кирилловну Нарышкину, отличавшуюся прекрасным ха­рактером и красотой. Ее-то и увидел однажды внезапно приехавший к Матвееву в гости 42-летний царь Алексей Михайлович. Царь вдовел уже второй год, схоронив в 1669 го­ду свою жену Марию Ильиничну Милославскую, и держал в уме привлекавшую его возможность новой женитьбы. Нарышкина приглянулась Алексею Михайловичу, и он со­знался в том Матвееву. Однако Матвеев не столько обрадо­вался этому, сколько испугался, что такое его возвышение придется не по душе многим из его недругов, и просил царя все сохранить в тайне, а устроить, как и было в обычае, вы­бор невесты из множества претенденток.

Царь согласился и объявил ближним боярам о своем на­мерении жениться. Однако прежде велел быть на смотри­нах шестидесяти дочерям из самых знатных семей. Смот­рины учинили, но никто, кроме Матвеева, не знал, что их исход заранее предрешен. И когда Алексей Михайлович выбрал себе в жены Наталью Кирилловну Нарышкину, то все собравшиеся восприняли произошедшее должным об­разом и не имели к Матвееву никаких претензий. В 1672 го­ду у них родился сын Петр.

 

 

Print Friendly, PDF & Email

Это интересно:

События и люди эпохи правления Николая I (1825—1855)
  В июле 1826 года на куртине Петропавловской крепости были повешены пять дека...
Фольклор и культура древней Руси
Фольклор и культура Киевской Руси были полны разной и высокохудожественной литературой, но...
Древняя Русь и Византия
В первую очередь константинопольский патриарх не был главой всей Греко-православно...
Вавилонская блудница Анна Петровна Керн
Кажется, сказать что-нибудь новое о Пушкине невозможно. И все же… Не знаю, обращал ли...
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker