Стилистика речи

Деепричастный оборот в примерах

СПРЫГНУВ С ТРАМВАЯ, У ПАССАЖИРА СЛЕТЕЛА КАЛОША

Смысл этого заголовка понятен, но предложение по­строено неудачно: нарушено правило употребления дее­причастного оборота.
Деепричастный оборот обычно свободно передвигает­ся в пределах предложения: он может стоять в его на­чале, в середине и в конце. Например: 1) Войдя в учитель поздоровался с учениками; 2) Учитель, войдя в класс, поздоровался с учениками; 3) Учитель поздоро­вался с учениками, войдя в класс. Как показывают при­меры, действие, выраженное деепричастием (войдя), от­носится к подлежащему.
Это положение не соблюдено в предложении-заголов­ке. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему. В не­правильном построении этого предложения легко убе­диться, если переставить деепричастный оборот: «Кало­ша, спрыгнув с трамвая, слетела у пассажира».
Сравните в ученическом сочинении: «Живя и вра­щаясь в аристократическом обществе, у Онегина созда­лись присущие этому обществу привычки и взгляды» (получилось, что в аристократическом обществе «жили и вращались привычки и взгляды»).
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта. В подобных предло­жениях нет ни грамматического, ни логического (т. е. предмета речи, выраженного косвенным падежом суще­ствительного) подлежащего. Но неудачным было бы предложение типа: «Подходя к лесу, мне стало холодно»: в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот.
Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоин­ство — краткость, лаконичность. Сравним два предложе­ния: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. — Выполнив домашнее задание, я пошел гулять. Нетрудно заметить, что второе предложение, бо­лее сжатое в своем словарном составе, звучит энергич­нее, чем первое.
Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. На­пример: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).
Эту особенность деепричастных конструкций можно показать и на таком примере. Писатель Д. В. Григоро­вич, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место ему не понравилось. «У меня, — пишет Д. В. Григоро­вич, — было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. «Не то, не то, — раздраженно за­говорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя вы­ходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыги­вая…» Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая — выходит гораздо живописнее, дорисовы­вает движение…»
«Пиша тебе об этом, жду срочного твоего ответа». Удачно ли образовано деепричастие от глагола писать? Нет, современному литературному русскому языку оно чуждо, хотя его можно встретить у Н. А. Некрасова и А. П. Чехова. Точно так же не существуют деепричастия, включенные в приводимые ниже сочетания: бежа изо всех сил (хотя встречается у М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Тол­стого, В. Маяковского), берегя или бережа каждую ми­нуту (встречается у Л. Н. Толстого), бия лошадь кнутом (но: бия себя в грудь — устойчивое словосочетание), вяжа кофту, жмя твою руку (есть у В. Маяковского), жря любую пищу (есть у В. Маяковского), лия горькие слезы, мажа хлеб маслом, могя это сделать, громко поя песни, чеша себе волосы (есть у Л. Н. Толстого). Не за­будем, что писатели значительно свободнее используют потенциальные возможности языка, чем это встречается в обычной речи.
В заключение можно предложить вам небольшое уп­ражнение на использование деепричастных оборотов и их размещение в предложении.
Задание. Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.
Образец. Левинсон постоял немного и зашагал еще быстрее (вслушиваясь в темноту; улыбнувшись про себя). — Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыб­нувшись про себя, зашагал еще быстрее (А. Фадеев).
1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). 2. Сквозь стекло окон в комна­ту пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом). 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала). 4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (ведя его за руку; посадив на стул). 5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль). 6. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете). 7. Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направле­нию к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса; за­метив что-то интересное). 8. Старик остановился и оглянулся назад (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то). 9. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плот­но прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом; на­поминая собой сказочных великанов). 10. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

Print Friendly, PDF & Email

Это интересно:

Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker