alphabet-99374_1280

Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных книг, страниц, полученную в магазине сдачу, число забитых голов на футбольном или хоккейном поле, но пользуемся при этом начальной формой имени числительного, т. е. формой именительного падежа. Мы скорее услышим: «Он живет триста шагами дальше» (неправильная фор­ма), чем …тремястами шагами дальше (правильная форма).

Так, мы говорим: Библиотека пополнилась одной тысячей новых книг (в книжной речи), но мы скажем: Забросали нас тысячью пустяковых вопросов (в разговорной речи). В первом случае слово тысяча — существительное в творительном падеже (ср.: задачей), которое управляет следующим за ним существительным, во втором — числительное (ср.: пятью), которое согласу­ется с существительным. Допускает варианты и третья цифра. Дело в том, что числительное восемь (также восемьдесят и восемьсот) имеет в творительном падеже две формы: восемью и восьмью. Предложение: Я встретился с 8 товарищами — допускает двоякое прочтение: …с восемью товарищами (книжная, устаревающая форма) и …с восьмью това­рищами (форма более короткая, экономная, чаще встре­чается в разговорной речи).
Итак, наш заголовок может звучать: 1) Стеллаж с  одной тысячей семьюстами восемьюдесятью пятью кни­гами (книжный вариант) и 2) …с тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами (разговорный или нейт­ральный вариант).
Одинаковы ли по значению предложения: На комсо­мольском собрании присутствовало тридцать человек и На комсомольском собрании присутствовало человек тридцать? Нет: в первом предложении, в котором числи­тельное предшествует существительному, указывается точное количество, а во втором предложении, при поста­новке числительного после существительного, выра­жается приблизительное количество.
В сочетаниях с числительными по-разному употреб­ляются формы одних и тех же существительных.
Так, в сочетании с числительными пять, шесть и выше в форме именительно-винительного и родительного паде­жей употребляется слово лет: прошло пять лет, не достиг семнадцати лет. В остальных падежах используется соответствующая форма слова год: к пяти годам, старше десятью годами, рассказывали о последних пятнадцати годах.
Слово человек во множественном числе имеет форму люди, но в сочетании с числительными сохраняется слово человек: у пяти человек, дать пяти человекам, встретить пять человек, познакомиться с пятью человеками, речь шла о пяти человеках. При наличии определения воз­можно употребление слова люди: пять незнакомых лю­дей, трое взрослых людей.




Возможны варианты типа: для ремонта ограничились двумястами рублями — …двумястами рублей. Первый вариант (числительное согласуется с существительным) носит книжный характер, второй (числительное управ­ляет существительным) встречается в разговорной речи.
Представим себе, что вы пробыли в пионерском лаге­ре 20 суток, а потом ваше пребывание продлили еще на одни сутки, в результате получаются двадцать одни сутки. Но если вам прибавили еще одни сутки, то как вы прочитаете сочетание «22 суток»? Нельзя сказать «двад­цать два сутки», не подходит «двадцать две сутки», так, может быть, «двадцать двое суток» (под влиянием «двое суток»)? Вероятно, вы так и скажете, но это не­правильно: количественное числительное двадцать и со­бирательное числительное двое не могут вступать в соче­тание. Что же делать? Выход будет найдет, если мы при­бегнем к лексической замене (пробил двадцать два дня) или перестроим конструкцию (пробыл в течение двадцати двух суток).
Можно ли сказать: «трое девочек» (ведь говорят же: трое мальчиков)? Оказывается, нет. Дело в том, что собирательные числительные двое, трое, четверо… упо­требляются в немногих случаях, а именно:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
2) с существительными, имеющими только формы множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц (начиная с пятеро обычно используются коли­чественные числительные: пять суток, шесть ножниц)-,
3) с существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц;
4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро;
5) с субстантивированными (перешедшими в разряд существительных) числительными: вошли двое.
В разговорной речи встречается также употребление собирательных числительных при названиях молодых животных: двое волчат, трое щенят (наряду с сочетания­ми: два волчонка, три щенка).
Как видим, собирательные числительные не сочетают­ся ни с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: «двое портних», «трое девочек»), ни с существительными мужского рода, пусть даже обоз­начающими животных, но не людей (нельзя сказать: «двое волков», «трое медведей»).
Как вы прочитаете предложение: Каждому ученику дали по 5 тетрадей? Возможный ответ: по пять и по пяти. Такой выбор объясняется тем, что предлог по в так назы­ваемом распределительном значении употреб­ляется или с дательным падежом (по одному каранда­шу), или с винительным (по два часа, по девяносто дней, по триста рублей), или с обоими этими падежами (по пяти копеек — по пять копеек). Последний случай относится к числительным пять, шесть… десять… двад­цать… пятьдесят… восемьдесят, причем сочетания с ви­нительным падежом (по пять тетрадей), возникшие как разговорный вариант, в настоящее время преоб­ладают.
В двух падежных формах употребляются с предлогом по и неопределенно-количественные числительные не­сколько и много: по нескольку человек, по многу дней (книжный вариант) — по несколько человек, по много дней (разговорный вариант).
В некоторых случаях в сочетаниях с числительными ослабляется категория одушевленности существительных. Так, наряду с книжными формами купить двух коров, подстрелить трех уток (в сочетаниях существительных женского рода, обозначающих животных, птиц, рыб, с числительными две, три, четыре) употребляются разго­ворные формы купить две коровы, подстрелить три утки. Ср.: На них он выменял борзые три собаки (А. С. Гри­боедов); Платил прогоны за две лошади (А. С. Пушкин)
Другой случай ослабления одушевленности существи­тельных находим в парных сопоставлениях: вызвать • двадцать два ученика — вызвать двадцать двух учени­ков. Нормативным считается первый вариант, так как существует правило, согласно которому в сочетаниях составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с существительными последние, независимо от категории одушевленности-неодушевленности, сохраняют в винительном падеже форму именительного, например: вызвать двадцать два ученика, выдвинуть сто три кан­дидата. Однако другая форма (вызвать двадцать двух учеников) встречается довольно часто и в устной и в письменной речи. Например: Утро застало в живых только двадцать двух человек (К. Паустовский).
Обратим внимание на то, как ведет себя слово тысяча в составных количественных и в составных порядковых числительных. Мы говорим: Расстояние в тысячу девять­сот восемьдесят пять километров, но мы скажем: Это произошло в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Как известно, в составных количественных числитель­ных склоняется каждое слово, а в составных порядко­вых числительных изменяется только последнее слово (т. е. слово, называющее последнюю цифру).

Print Friendly

Это интересно: