Отглагольные существительные

-У ВАС НА СТОЛЕ ДЕЛО ОБ УТОНУТИИ?
-НЕТ, ОБ УТОПАТИИ

Откуда могли появиться такие странные слова — от­глагольные существительные? Источник их появления — канцелярская речь.
В практике работы следственных органов (милиция, суды) используются готовые папки, на которых уже на­печатано: «Дело…», остается дописать названия события (…о пожаре) или правонарушения (…о краже, …о под­жоге, …об оскорблении словом). Представим себе такую ситуацию: на берегу реки найден утопленник (помните у А. С. Пушкина:«…Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца»). Заводится «Дело о…» чем? Нельзя написать: «…об убийстве», потому что это мог быть несчастный случай и напрасно будут искать виновника преступления. Нельзя также написать: «…о самоубийстве», потому что следствие может пойти по ложному пути. По словам писателя-сатирика, следователь в аналогичном случае записал: «…о самовольном вхождении в воду и невыхо­де из нее». Конечно, приведенные в заголовке «утонутие» и «утопатие» — искусственные слова.
Писатели использовали подобные слова для стили­зации речи или пародии. Например: Хозяйка вышла за­тем, чтобы привести в исполнение мысль насчет загну- тия пирога (Н. В. Гоголь); Цело… об изгрызении плана оного мышами (А. И. Герцен); Объявить вдове Вониной, что в неприкреплении ею шестидесятикопеечной марки… (А. П. Чехов); Из его слов можно было заключить, что. он усматривает в действиях Блюма факт перегнутия пал­ки (И. Ильф и Е. Петров).
Большим мастером создания комического эффекта в пародиях на канцелярский язык был М. Е. Салтыков- Щедрин. В его «Современной идиллии» один из персо­нажей предлагает разработанный им проект компенсации за оскорбления.
Такса
За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовос­питанности 20 к.
За словесное оскорбление укоризною в недостатке благо­воспитанности с поднятием руки, но без нанесения 75 к.
За нанесение по лицу удара рукой с рассечением какой либо части оного (носа, бровей, губ и пр.) 3 р.

Из сказанного отнюдь не следует, что отглагольными существительными нельзя пользоваться в литературном языке.
Во-первых, они удобны благодаря своей краткости. Ср.: Когда наступило утро, вся природа оживилась. — С наступлением утра вся природа оживилась.
Во-вторых, отглагольные существительные широко ис­пользуются в роли терминов, например: сложение, вы­читание…, ощущение, восприятие, согласование, управле­ние, примыкание, прокладка, проходка, ввоз, вывоз и т. д.
Но вызывают возражение искусственные образования типа «вынутие ноги из сапога» или неоправданный кан­целярский характер обычного текста, например в объяв­лении управдома: «Сообщение о недопущении жильца­ми загрязнения лестницы собаками». И в ученических работах встречается неудачное использование конструк­ций с отглагольными существительными, например: «На­гульнов допускает избивание кулаков»; «Написание романа «Евгений Онегин» относится к эпохе перед вос­станием декабристов», «Для раскрытия образа Татьяны очень много дает эпизод ее беседы с няней»; «У Базаро­ва произошло заражение трупным ядом» (вместо: База­ров заразился трупным ядом).
Чтобы не допускать подобных ошибок, следует пом­нить, что всегда лучше употребить глагольное сказуе­мое, а не сочетание отглагольного существительного со вспомогательным глаголом: Растет самосознание масс — «Происходит рост самосознания масс»; Павел организу­ет кружок — «Павел осуществляет организацию круж­ка»; Ниловна начинает понимать интересы сына — «К Ниловне начинает приходить понимание интересов сына». Вторые из этих синонимических конструкций воспринимаются с трудом, потому что в них усложнено сказуемое: вместо простых глаголов растет, организует, начинает понимать используются неуклюжие глагольно­именные сочетания. Подобное же «расщепление сказуе­мого» (как называют эти «перлы» канцелярского красно­речия) затрудняет и восприятие такого предложения: «Всех нас интересовало, почему происходит снижение успеваемости по некоторым предметам» (вместо: снижа­ется успеваемость). А вот другой неуклюжий оборот письменной речи: «На повестке дня комсомольского собрания стоял вопрос о взятии новых обязательств». Здесь лучше было бы совсем опустить отглагольное существительное.
В сочинениях школьников встречается ненужное сло­вотворчество, связанное не только с отглагольными существительными. Например: «Беспринципиальность — черта характера Обломова». Автор этой фразы соединил прилагательное беспринципный и существительное прин­ципиальность и получил несуществующее слово «бесприй- ципиальность». Другой пример: «Молодогвардейцы проявляли чудеса героичества». Из двух слов — прилагательного героический и существительного геройство — ученик образовал третье, не существующее в русском языке.
Создание неологизмов — естественный процесс в раз­витии языка, но до поры до времени воздержитесь от активного участия в этом процессе.

Print Friendly, PDF & Email

Это интересно:

Стилистическое использование многозначности
«Молодая была уже не молода» В этом ироническом замечании И. Ильфа и Е. Петрова о «жене»...
Слова метафоры
"Горит восток зарею новой" Вам не кажутся странными эти слова? Почему А. С. Пушк...
Перифраза
"Солнце русской поэзии" Так мы называем А. С. Пушкина. Но для него можно придума...
Окончания имен существительных по падежам
Передайте привет Лидии... Петровне Конечно, дописать окончание в собственном имени, привед...