Гном-и-7-белоснежек-юмор-наоборот-лес-1007150

Велосипед разбил трамвай. Сразу ли вы поняли смысл этого предложения? Ве­роятно, понадобилось некоторое усилие мысли, чтобы понять, что виновником аварии был не велосипед, а трамвай, велосипед же оказался в роли «пострадавше­го». Приведем еще один пример: «Солнце закрыло об­лако». И здесь такой же случай: не облако было за­крыто солнцем, а солнце было закрыто облаком.
В чем же причина временного недоразумения? Ведь если бы мы сказали: Трамвай разбил велосипед и Об­лако закрыло солнце, то никаких неясностей, пусть даже секундных, не было бы. Нетрудно видеть, что в первых вариантах был выбран неудачный порядок слов.
В русском языке порядок слов (порядок членов пред­ложения) относительно свободный: не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным главным или второстепенным членом. Однако имеется бо­лее или менее принятый, чаще встречающийся в нейт­ральных стилях речи порядок следования членов пред­ложения (прямой порядок) и отступления от него (обратный порядок, или инверсия).
Возьмем такое предложение: Большая туча медленно закрывает лучи солнца. Порядок расположения членов предложения в нем такой: сказуемое следует за подле­жащим (туна закрывает); дополнение следует за сказуе­мым, управляющим словом (закрывает лучи) согласованное определение предшествует определяемому сущест­вительному (большая туча) несогласованное определе­ние стоит после определяемого существительного (лучи солнца, т. е. солнечные лучи); обстоятельство образа действия предшествует сказуемому (медленно закрыва­ет). Порядок слов в этом предложении прямой.

Вместе с тем следует иметь в виду, что речь, со­стоящая из предложений только с прямым порядком слов, могла бы стать уныло однообразной, поэтому пи­сатели обычно используют обе разновидности предло­жений, часто чередуя их. Сравните небольшой отрывок из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова (повесть «Бэла»):
Дня через четыре приезжает Азамат в крепость. По обык­новению, он зашел к Григорию Александровичу, который его всегда кормил лакомствами. Я был тут. Зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича.
Чтобы подчеркнуть действие, обозначаемое сказуе­мым, или выражаемый им признак, нередко сказуемое ставят перед подлежащим, например: Кончились мои неприятности (А. Куприн); Хороши зимние вечера (А. Макаренко).
Подлежащее, обозначающее отрезок времени или яв­ление природы, обычно стоит после сказуемого-глагола, например: Прошло сто лет (А. С. Пушкин); Наступает длинный зимний вечер (И. А. Гончаров); Пришла весна; Была лунная ночь.




Такой же порядок следования главных членов пред­ложения встречается в описаниях, в рассказе, например: Поет море, гудит город, ярко сверкает солние, творя сказки (М. Горький).
Если в начале предложения имеются обстоятельст­венные слова, подлежащее тоже часто ставится после сказуемого, например: У окна сидела старушка в тело­грейке и с платком на голове (А. С. Пушкин); Сейчас пройдет дождь (А. П. Чехов); С запада шла туча (М. Шолохов). Сравните в газетной информации или в школьных объявлениях: Вчера были проведены оче­редные игры на первенство страны по футболу; Завтра состоится комсомольское собрание.
Использование порядка слов в стилистических целях, т. е. для усиления выразительности речи, распростра­няется и на второстепенные члены предложения. Так,
дополнение, обычно стоящее после глагола-сказуемого (Ученики читают книгу; Спортсмен добился больших ус­пехов; Многие интересуются искусством живописи), ло­гически подчеркивается в положении перед сказуемым, например: Досадно было, боя ждали (М. Ю. Лермон­тов) ; Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном за­месили (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Сопоставим два предложения: Он мне подал руку на прощание. — Руку мне подал на прощанье (А. П. Че­хов). В первом примере, с обычным для прямого допол­нения положением после глагола-сказуемого (подал ру­ку), ничего не подчеркивается, сообщение носит чисто логический характер, эмоционально не окрашено. А в примере из А. П. Чехова приводятся слова мелкого чиновника, потрясенного тем, что высокое начальство снизошло до рукопожатия. Такой факт был скорее ис­ключением, чем правилом, в дореволюционной России, и автор приведенных слов выражает свое волнение при помощи особого построения предложения: не просто простился, не просто сказал несколько слов, а именно руку подал.
Приведем примеры инверсии и других второстепенных членов как стилистического приема. В предложениях На меня она имела влияние сильное (И. С. Тургенев); Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Н. Толстой) смысловая нагрузка согласован­ных определений, стоящих после определяемых сущест­вительных, значительно усиливается. Такой порядок слов был характерен для стиля писателей XIX века, напри­мер: Со всех сторон горы неприступные (М. Ю. Лермон­тов); Аркадий Павлович говорил голосом мягким и при­ятным (И. С. Тургенев). Инверсия определения может придавать речи характер народного повествования, на­пример: Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пушистые, на деревни дальние, на деревни ближние (А. С. Неверов).
Пример инверсии обстоятельства меры и степени: Да, мы дружны были очень (Л. Н. Толстой).
Приведенные выше примеры показывают, что умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи. Однако нарушение правил расположения членов пред­ложения становится источником стилистической ошибки, как показывают примеры из ученических сочинений: «После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с име­нин Онегина» (получилось: именины Онегина); «Бабуш­ка восьми лет отвезла внука на Кавказ» (получилась «восьмилетняя бабушка»); «Со страхом смотрел на со всех сторон мчавшихся всадников» (неудачно стечение двух предлогов: на со).
Приведенные выше указания о порядке слов в про­стом предложении касаются отдельно взятого предложе­ния. Но ведь в речи отдельное предложение является только минимальной единицей и, как правило, связано с другими такими же единицами, поэтому под влиянием контекста порядок слов может отступать от той или иной модели.
Приведем такой текст: Москва — крупнейший город нашей страны. В нем сейчас проживает свыше восьми миллионов человек. Если в первом предложении мы на­ходим обычный порядок слов (подлежащее, а затем группа сказуемого), то при построении второго предло­жения учитывается его тесная связь по смыслу с пре­дыдущим предложением: на первом месте оказалось об­стоятельство места в нем (ведь речь идет о городе), дальше следует обстоятельство времени сейчас, затем — сказуемое проживает и, наконец, группа подлежащего. Если взять второе предложение отдельно, без связи с предшествующим текстом, то можно было бы сказать: Свыше восьми миллионов человек проживает сейчас в Москве (прямой порядок слов).
Расположение слов в предложении зависит от того, какую цель мы ставим перед собой, создавая данное предложение. Так, в предложении Ученик не пришел на уроки по болезни важно было подчеркнуть причину не­явки ученика на уроки: то, что он не пришел в школу, нам уже известно, и мы добавляем к этому известному нам факту указание на его причину. Наоборот, в пред­ложении По болезни ученик не пришел на уроки мы ис­ходим из факта болезни ученика, который мы знаем, и добавляем указание на последствия этого факта — неявку ученика на уроки. Такой переход от известного к чему-то новому характерен для большинства наших высказываний.
Таким образом, в предложении выделяются две части: первая — это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи, и вторая — это то, что сообщается нового, то, ради чего строится само предложение. Первая часть называется основой вы­сказывания (или темой), а вторая — ядром вы­сказывания (или ремой); само деление предложений на эти две части называется актуальным члене­нием.
Покажем еще на одном примере значение актуаль­ного членения для порядка слов в предложении. Срав­ните:
1) 12 апреля 1961 года состоялся полет Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества. Основой высказы­вания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром высказывания — остальная часть предложе­ния (важно было указать, что же именно случилось в этот день).
2) Полет Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории чело­вечества, состоялся 12 апреля 1961 года. Основой высказы­вания является сообщение об историческом полете Ю. А. Га­гарина (этот факт широко известен во всем мире), а ядром высказывания — указание на дату этого события.

Print Friendly

Это интересно: