1366x768

Примеры художественных определений, или эпите­тов, которые известны из народного поэтического твор­чества, можно было бы нанизывать еще и еще. Скажем, как рисуется в былинах конь? — Всегда добрый. А тра­ва? — Зеленая. Солнце — красное, ветер — буйный, сло­во — верное. Чудесный мир, созданный фантазией наро­да, расцвечен яркими и веселыми красками, потому что неотъемлемой чертой стиля этих произведений стало употребление постоянных эпитетов. Интересно, что в сказках, песнях, как и в произведениях, написан­ных в духе устного народного творчества, солнце на­зывается красным, даже если упоминается осенний, пасмурный день — Померкло солнце красное; море всег­да синее, даже если изображается буря. Так, у А. С. Пуш­кина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: Почернело синее море; Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря. В этом особенность употребления постоянных эпи­тетов как средства стилизации.
Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода.
Изобразительные эпитеты, в отличие от постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и дей­ствия и дают нам возможность увидеть их такими, ка­кими их видел писатель, создавая произведение. Напри­мер: молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Мая­ковский). Погубленных березок вялый лист, Еще сырой, еще живой и клейкий, Как сено из-под дождика, ду­шист (А. Твардовский).
Найти точные изобразительные эпитеты нелегко. Час­то писатели по многу раз правят текст, подбирая нуж­ное определение. Например, А. Твардовский подставил эпитет вялый вместо прежнего блеклый в процитиро­ванном стихотворении «Береза», уже когда оно было набрано для журнала. Иногда писатели ставят рядом несколько близких по значению эпитетов, дополняющих,
обогащающих друг друга. Например, К. Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:

Сторож пробил на колокольне… этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сум­рак, где висела луна.
Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью при­роды — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра

(К. Паустовский. «Золотая роза»).

Поэтическое вйдение не бывает стереотипным, и каж­дый художник слова находит свои краски для описания одних и тех же предметов. Так, у С. Есенина береза зеленокудрая, в юбчонке белой, у нее золотистые косы и холщовый ее сарафан. У В. Луговского береза, вся сквозная, тусклым золотом звенит.




В поэзии и лирической прозе употребляются и эмо­циональные эпитеты, которые передают чувства, настроение автора. Например: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо (С. Есенин). Назначение их не изобразительное, а лирическое, по­этому слова, выступающие в роли эмоциональных эпи­тетов, часто получают условное, символическое значе­ние. Например, цветовые эпитеты розовый, голубой, си­ний, золотой и другие обозначают радостные, светлые чувства. У Есенина: Заметался пожар голубой; Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Эпитеты черный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания: Вечер черные брови насопил… (С. Есенин).
В роли эпитетов могут выступать не только опреде­ления, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Попро­буйте указать эпитеты*в таких, например, пушкинских строчках: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. Первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, по­следний эпитет — печально — характеризует действие.
Однако к эпитетам можно отнести далеко не все определения и обстоятельства, ведь употребление многих из них обусловлено необходимостью точно выразить мысль, а не стремлением создать художественный образ.
Например, какие из определений следует отнести к эпи­тетам в четверостишии М. Ю. Лермонтова:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурен гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот наконец докатился до Черного моря?

Лишь одно из них — жестокая — выражает эмоцио­нальное отношение поэта к предмету и, следовательно, вы­ступает как эпитет, остальные выполняют смысловую функцию.
Создание ярких, образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (сравните: лимонный сок — лимонный свет луны; седой старик — седой туман; Лакей лениво прислуживал хозяину. — Река лениво катит свинцовые волны). Эпитеты, выражен­ные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. На­пример:

Ночевала тучка золотая Утром в путь она умчалась рано,
На груди утеса -пеликана. По лазури весело играя.
(М. Ю. Лермонтов)

Print Friendly

Это интересно: